20 июня, 2016

Отзыв о фильме «Адмиралъ» режиссера А.Кравчука
Среди современных кинофильмов отечественного производства наибольший интерес у меня вызывает военно-историческая мелодрама Алексея Кравчука «Адмиралъ», премьера которой состоялась в 2009 году. Эта картина о жизни людей в один из самых страшных периодов истории нашей страны - события разворачиваются во время крушения Российской империи, двух революций и Гражданской войны.

Кинофильм вызвал в обществе неоднозначные отзывы  – одни упрекали создателей фильма за огромное количество исторических ошибок, неточностей, другие ругали актерский состав и недостаточно правдиво сыгранные роли, третьи же радовались тому, что впервые за последние полтора десятка лет вниманию публики представлен фильм, посвященный трагическим событиям «Русской смуты», главным героем которого является выдающаяся в истории России личность - адмирал Александр Васильевич Колчак. 
Фильм обсуждали на телевидение, устраивали дискуссии на радио, писали критические статьи, создавали новые книги о А.В.Колчаке (к примеру, творение Олега Грейга «Подлинная судьба адмирала Колчака»), оставляли комментарии на форумах в сети Интернет.
Такое повышенное внимание к картине  вполне оправдано, так как тема, поднимаемая в этом фильме, чрезвычайно актуальна для нашей страны. Это фильм о чести и достоинстве людей, о долге перед Отечеством, о преданной любви к родной земле. 
Картину можно рассматривать с разных позиций – исторической (фильм о Революции глазами белых), любовной (история любви Александра Васильевича Колчака и Анны Васильевны Тимиревой) и христианской. Каждый смысловой пласт художественной картины богат интересными, подчас спорными моментами, которые хочется обдумать, обсудить и придти к согласию с авторами фильма или, по крайней мере, с самим собой.
После просмотра фильма, а особенно после знакомства с критическими статьями, отзывами разных специалистов, с сожалением осознаешь то, как мало мы знаем о случившейся катастрофе в период с 1916 по 1920 годы, то, насколько сильно промыто сознание нашего общества советской идеологией.  Поэтому важным плюсом данной картины является то, что, несмотря на все  исторические ляпы в ней, для многих современных людей этот фильм - хороший повод задуматься о том, что произошло в России в начале ХХ века, задуматься о событиях Гражданской войны, об участниках Белого движения как позитивной силы.
В картине мы видим множество русских офицеров от неизвестных до таких выдающихся, как генерал Каппель и адмирал Колчак – белогвардейцев, как потом их назовут.  Мы видим их в этом фильме, но не видим в них того образа вражины, что годами создавался большевиками.  Мало того, в  искренности их любви к родной земле, в их  преданности Отчизне мы даже не сомневаемся. Ведь они умирают, выполняя свой  долг, не нарушая присяги, сохраняя честь и достоинство русского воина. Умирают страшно. Умирают нелепо. Умирают много. Умирают от рук своих братьев.
Невероятно сильные в эмоциональном плане эпизоды - когда матросы средь бела дня расстреливают весь офицерский состав, когда мы вместе с камерой опускаемся на морское дно и видим страшное кладбище русских людей, утопленных своими же - требуют от нас честного взгляда на историю. И мы, как нам не хотелось бы оправдать и обелить себя, вынуждены признать, что совершили преступление против собственной нации, против собственного будущего. В памяти всплывают горькие строки известной песни «сильные да смелые головы сложили в поле, в бою» («Кукушка» В.Цой). Действительно, первыми гибнут всегда лучшие…Тошно только от того, что для многих боя-то и не было – было убийство.
Возникает вопрос, рвущийся из глубины души: «Почему? Что случилось с русскими людьми? Почему они стали рвать, терзать, уничтожать друг друга?»
Конечно, каждый человек, более или менее знающий историю, может дать вполне полный и аргументированный ответ на этот вопрос, но мне хотелось бы найти ответ на него через анализ этого фильма, попробовать «прочитать» саму картину, попытаться приблизиться к авторскому замыслу.
Знаковым моментом в фильме является эпизод, когда император Николай II производит Александра Васильевича Колчака в контр-адмиралы и благословляет на дальнейшую службу Отечеству.
Александр Васильевич -  это воин, образ богатыря земли Русской, для которого важнейшим долгом, смыслом всей жизни является защита Родины. Когда Временное правительство пало и к власти пришли большевики Колчак присоединяется к  оппозиции, где его избирают Верховным Правителем России. Он считает себя обязанным защитить Отечество от внутреннего врага – большевиков. Благословение Николая II, последнего русского императора,  в картине воспринимается именно как духовный завет – защитить русскую землю от супостата.
Следует заметить, что многие православные здесь увидели церковно-исторические недостатки (к примеру, император пастырским благословением благословляет уходящего Колчака) и даже актерскую игру Бурляева в роли Николая II восприняли как глумление над образом Государя-страстотерпца. Но, как мне кажется, основной задачей команды, работающей над этим эпизодом, было показать своего рода духовную законность последующих действий Колчака как Верховного Правителя, его преемственность.
Справится ли Александр Васильевич с такой ношей? Мы знаем, что нет.
Почему же этому талантливому командующему не удалось добиться успеха в освобождении России от «бесов»?  
Здесь уже переходим к анализу любовной сюжетной линии произведения -  к личной трагедии адмирала и внутренней борьбе его с самим собой.
Тема любви всегда во все времена была, есть и будет привлекательна, интересна людям, особенно, когда она касается таких незаурядных личностей как Колчак.  Конечно, в этом интересе ничего плохого нет до тех пор, пока люди не начинают извращать историю любви полностью. Хотя о любви к женщине здесь и речи нет, здесь история о любовных страстях.
Как и в жизни, мы видим в фильме любовный треугольник – Александр Васильевич Колчак – его жена Софья Андреевна Колчак – и возлюбленная адмирала Анна Васильевна Тимирева. Незадолго до переворота в стране Александр Васильевич страстно влюбляется в жену одного из морских офицеров, но пытается бороться со своей страстью, так как понимает, что эта запретная любовь вызовет осуждение общества, всего офицерского состава, поставит крест на его карьере. Ему нужно будет уйти в отставку, потому что уход жены, да еще подчиненного офицера к командиру, его развод с женой – все это будет расцениваться  морским офицерским сообществом как настоящее предательство. Жена моряка должна хранить верность, как и моряк должен хранить верность своей жене. Тем более, что это одна из Божьих заповедей, а как мы знаем Александр Васильевич был православным человеком. Колчак понимает недопустимость их отношений и пытается бороться с соблазном.
Но так уж совпало, или так должно было совпасть, что в стране к этому времени тоже началась борьба – страшная кровавая борьба за власть, в которой Александр Васильевич возглавляет Белое движение. Жена его, Софья Андреевна, вместе с сыном вынуждены покинуть пределы России, они уезжают в Париж. А Анна Васильевна Тимирева бросает своего мужа, ребенка (в фильме этого нет) и связывает свою жизнь с возлюбленным Александром Васильевичем. Вплоть до казни Колчака она будет сопровождать его как гражданская жена. Уже само словосочетание гражданская жена  говорит нам о невозможности возврата России, русских людей к той прежней жизни, когда такие отношения считались недопустимыми. И мы понимаем, что Колчак проиграл в этой борьбе с грехом, в борьбе по освобождению России.
Здесь, с точки зрения христианской морали,  женские образы глубоко символичны.  Софья Андреевна, венчанная жена Александра Васильевича, это и образ классической русской жены, всепонимающей, всепрощающей, и в тоже время образ той старой России, которой нет места в новой. В ее лице сосредоточена вся та огромная масса русских людей, глубоко любивших свою Родину, но вынужденных покинуть ее и никогда не вернуться, а если и вернуться, то через много-много лет.
Анна Васильевна Тимирева.  Этот образ влюбленной женщины, способной пожертвовать всем ради любви, конечно, может показаться очень романтичным, очаровательным, привлекательным. Но в отличие от нас всех, наверное, только  она понимает всю ту мера греха, который совершила (они об этом с Колчаком не раз будут говорить). Ведь грешит она не только в отношении своего мужа, но и в отношении своего сына, оставленного у матери в Кисловодске.
Когда в стране произошли изменения, когда не стало того общества, которое могло бы их любовь осудить, именно тогда Анна Васильевна гибнет сама и увлекает за собой Колчака.
В конце фильма, когда Александра Васильевича ведут на казнь, он просит встретиться с гражданской женой – Анной Васильевной - ему отказывают. Непосредственно, перед самой казнью он просит передать последние слова благословения своей жене и сыну в Париж. Здесь очень интересна режиссерская находка – насмешливый ответ красного комиссара на просьбу Колчака, словно глумление беса, словно приговор жизни адмирала: «Хмм! Сколько ж у вас жен-то?».
Прельстился соблазном Александр Васильевич Колчак, нарушил заповеди Божьи;  прельстился русский человек новой жизнью, разрушил традиционные устои, посягнул на жизнь Помазанника Божьего и не заметил, как погиб.
Неужели не было и нет у русского народа пути  к спасению?
В фильме, на мой взгляд, дается твердый и четкий ответ на этот вопрос. Есть.
В начале картины есть впечатляющая сцена, когда судно корабля проходит по минному полю, а команда корабля вместе с адмиралом читает молитву и благодаря силе этой молитвы, чуду корабль не подрывается. На мой взгляд, здесь таится ответ, руководство к действию – всей России необходимо было стать на молитву, чтобы пройти этот страшный этап нашей истории, всем русским людям надо было обратиться к Богу. Но русский народ отказался от Бога, когда казнил царя, когда разрушил храмы.
В фильме дважды и не без пафоса цитируется Первое послание святого апостола Павла Коринфянам: «И пребывает с нами Вера, Надежда, Любовь; но Любовь из них больше». Многие наверняка решили, что эта фраза используется для того, чтобы показать силу «любви» Анна Васильевны и Александра Васильевича. Но мы с вами совершенно забыли о настоящей Любви – духовной. Любовь – это Дар Божий. Если даже на минуточку допустить, что это Послание, Молитва характеризует взаимоотношения героев, то получится, что измена – это Дар Божий?
Фраза играет очень значимую роль в фильме, в постижении его смысловой нагрузки. Это Послание к людям как напоминание,  как указание пути к спасению тогда, сейчас, всегда.  Этот путь лежит через Любовь к ближнему своему, к родной земле, к Богу.
Кто-то из особенно злых критиков сказал, что этот фильм – «информационный повод» для размышления людей о нашей недавней трагической истории. Наверное, такие слова для произведения киноискусства подобно приговору, но, на мой взгляд, этот фильм хорош, прежде всего, тем, что он предлагает взглянуть на самих себя, посмотреть себе в душу, найти ответы на многие очень важные вопросы.

Ольга Цыренжапова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий