26 мая, 2016

Рекомендации по организации домашнего чтения

Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать
 С. Лупан
Уважаемые родители! Мы понимаем с Вами насколько важно для развития наших детей любить читать. Именно чтение книг способствует формированию духовной культуры личности, нравственному воспитанию, обогащению человека знаниями.
Сегодня все мы зачастую сталкиваемся с тем, что наши дети не хотят читать, а если и читают, то только для того, чтобы выполнить задание учителя. Чтение стало рассматриваться как продолжение урока в школе. Такое вынужденное общение с книгой отрицательно сказывается на его качестве и не несет того положительного эффекта на образование и развитие личности ребенка, который мог бы быть.
Как же изменить отношение детей к чтению? Каким образом привить интерес и любовь к книге? Попробуем найти ответы на эти вопросы вместе.
 Еще совсем недавно ценность книги и чтения в нашей стране была неоспорима. В 1970-1980 годы мы с гордостью называли себя «самой читающей нацией в мире». Высокий престиж чтения в обществе, создание собственных домашних библиотек, очереди в книжных магазинах – все это воспитывало в подрастающем поколении интерес к чтению и укрепляло наши представления о себе как о самой читающей стране. Сегодня ситуация кардинально изменилась.
Современный быстроменяющийся мир требует от людей мобильности, гибкости, способности к постоянному самообразованию, повышению квалификации, чтобы оставаться востребованным специалистом. Для этого необходимо время, а времени, как известно, никогда не хватает.
По этой и по другим причинам многие родители сегодня не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Большинство родителей не выписывают периодические издания. Сами же дети предпочитают чтению книг компьютерные игры, виртуальное общение в сетях и т.п. Такая ситуация приводит к тому, что сегодня школе приходится поднимать вопрос по еще одной острой проблеме - многие дети не владеют навыками осознанного чтения.  Они складывают буквы в слова, слова в предложения, но для того, чтобы осмыслить прочитанное им нередко приходится перечитывать фрагмент текста несколько раз, прилагать усилия, сосредотачиваться на осознании смысла текста. Основная причина заключается в том, что дети практически не читают дополнительной литературы.  Конечно,  долг каждого педагога  -  научить ребенка работать с книгой, научить читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимать прочитанное, видеть главную и второстепенную информацию в тексте, использовать прочитанное для создания собственных устных и письменных текстов и мн.др. В современных условиях в обществе как никогда важно это именно умение – умение ориентироваться в море информации, работать с этой информацией, преобразовывать ее, использовать в создании собственных речевых продуктов. То насколько хорошо будет владеть Ваш ребенок этим умением напрямую зависит от того каким читателем он является.  Но научить любить книгу, ощущать потребность в чтении книг, воспитать увлеченного читателя  – это  может быть достигнуто только при условии тесного сотрудничества школы, библиотеки и  семьи. Причем на 90%  привитие детям интереса к чтению зависит от родителей.

Памятка родителям:
1.  Объяснение целей чтения: Многие дети не любят читать только потому, что это «обязаловка». В школе существует обязательная программа по чтению, соблюдение которой контролируется учителем, поэтому чтение, к примеру рассказов А.П.Чехова воспринимается детьми только как     Родителям необходимо показать, что чтение – это не только выполнение домашнего задания, но  и поиск чего-то интересного, увлекательного, неожиданного. А интересные книги находятся абсолютно для каждого. Я предлагаю всем неравнодушным  в комментариях к этой статье делиться книгами, которые на Ваш взгляд могли бы помочь детям полюбить чтение. Думаю, что эта информация может оказаться крайне полезной в организации домашнего чтения!
2.     Организация летнего чтения:
При переходе в следующий класс каждый обучающийся получает список книг, рекомендованных для летнего чтения.  К сожалению, большинство учащихся не  использует эту возможность  приятно и с пользой провести свой досуг. Вы можете помочь своему ребенку, организовав чтение этих книг в течение всего времени летних каникул. Сразу хочу предупредить - большая ошибка родителей оставлять выполнение этого задания на август. Многие объясняют это тем, что дают возможность спокойно «отдохнуть» ребенку от  школы. Чтение книг – это один из важнейших компонентов проведения досуга. Если Вы разумно распределите время активного отдыха  и чтения художественных произведений с начала летних каникул, то это позволит не только прочитать больше книг из списка, но и будет положительно сказываться на здоровье и на  общее состояние ребенка. А от наспех прочитанных в августе книг пользы не будет. Поэтому Вам обязательно  нужно помочь ребенку включить в организацию летнего отдыха чтение книг.
Как Вы можете помочь?
1.Помогите ребенку составить примерный план по чтению произведений из списка на все лето.
Вам необходимо внимательно ознакомиться со списком произведений, рекомендованных для летнего чтения. Проконсультироваться с учителем литературы, попросить у него совета в том, с каких произведений лучше всего начать чтение. Это необходимо для того, чтобы потом совместно с ребенком составить план знакомства с книгами в течение всего отдыха.
Советы: Решите, какие книги ребенок может взять с собой в случае поездки!
Поинтересуйтесь у ребенка, что он хотел бы прочитать сам  и обязательно включите это произведение в список для летнего чтения. Помните, Вы тоже можете дать совет, что почитать!
2.Предоставить своему ребенку возможность прочитать все произведения из рекомендованного списка. С этой целью Вы должны провести ревизию домашней библиотеки. Все книги из списка, которые найдутся дома,  поставьте на книжную полку ребенка или отложите на его стол. Вместе с ребенком решите, какие книги можно докупить в домашнюю библиотеку. В книжный магазин сходите обязательно вместе. Часть книг на лето можно взять в городской библиотеке, которая работает все лето.
Советы: Сегодня любое произведение можно найти в Интернете и скачать его на свой компьютер, но длительное чтение произведений таким способом вредно для здоровья детей. Поэтому найдите возможность для того, чтобы Ваш ребенок держал в руках именно книгу, не лишайте его такой радости.
Помните, что список произведений для летнего чтения рекомендован, но совсем не обязателен. Поэтому если ребенку не интересно и Вам не удается его заинтересовать, то не заставляйте прочитывать  произведение до конца. Этим Вы только совсем отобьете охоту читать. Лучше подберите ему другую книгу, которая обязательно привлечет его внимание.

Секреты чтения с интересом:
Всем читателям независимо от возраста я настоятельно рекомендую вести читательский дневник. Ребенку понравится идея собрать «коллекцию» прочитанных книг. Тем более читательский дневник – это уникальная возможность не только зафиксировать основную информацию о прочитанных текстах, но и вновь пережить все, что было в книгах, а также проявить свои творческие способности, фантазию.  На страницах  своего блога  я уже делилась информацией об особенностях ведения читательского дневника.
Что такое читательский дневник и что в него записывать Вы можете ознакомиться в рубрике  «Ученикам»(пройти по ссылке - http://chitash1rus.blogspot.ru/search/label/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC ).
Независимо от возраста каждому читателю необходимо обсудить прочитанное, обменяться впечатлениями, найти ответы на какие-то вопросы. Поэтому  настоятельно рекомендую родителям принимать в таком общении активную роль. Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения. Это помогает ему запомнить то, что он услышал, прочитал, разобраться со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о прочитанном и выражать свои мысли и эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге.
Когда-то в нашей стране существовали традиции семейного чтения, которые  сейчас являются крайне редким явлением. Домашнему чтению детей уделяли большое внимание, так, в 19 веке к примеру даже выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семье. Через совместное чтение и обсуждение прочитанных книг родители занимались духовным развитием своих детей, воспитанием нравственности. Не кажется ли Вам, что такие вечерние семейные чтения необходимо возрождать?

Для того, чтобы состоялась интересная беседа по прочитанному произведению необязательно читать все произведения вместе с ребенком. Можно подождать, когда ребенок прочтет книгу и всей семьей посмотреть экранизацию этого художественного произведения. Вам обязательно найдется, о чем поговорить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий