Портфолио

Давайте знакомиться!

Цыренжапова Ольга Баторовна


1. Выбор профессии

Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой
В.Г. Белинский
                                              
Вот уже пошел десятый год моей учительской деятельности. Конечно, это совсем «детский возраст» для педагога, но для меня он очень важен. Это поиск моего пути, познание самой себя, определение  своего предназначения в жизни.  На протяжении этих лет  я часто задавала себе вопрос: «А на своем ли месте я нахожусь? В этом ли мое предназначение – быть учителем?» Надо признаться, что я смогла найти ответы на эти вопросы совсем недавно, буквально пару лет назад.  
Сколько себя помню -  всегда хотела стать учителем. В детстве учитель представлялся мне каким-то идеальным человеком, наверное, даже сверхчеловеком, которому доступны все знания на свете. Погружаясь в свои воспоминания, я могу сказать, что такое представление об учителе у меня сформировалось благодаря моей семье, а именно – благодаря моей маме - моему первому учителю. Мама, как и многие  другие мои родственники, и сейчас успешно трудится в сфере образования, но ни она и никто другой никогда не пытались повлиять на мой выбор профессии. Это было собственное, тщательно взвешенное решение – поступать в педагогический университет на специальность «учитель русского языка и литературы».
 Выбор специальности был связан с тем, что  в детстве я очень любила читать и до сих пор являюсь, как выражается моя мама, «страстным пожирателем книг». Это было действительно настоящей проблемой для нашей семьи и сельского библиотекаря. Я буквально проглатывала книги и снова мучилась от того, «что бы почитать еще». Помню, как меня ругала бабушка, когда увидела  за чтением  «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко. Она считала, что в седьмом классе такие книги читать еще рано. Но именно «Педагогическая поэма» на долгие годы стала для меня одной из тех книг, которые перечитывают снова и снова. Антон Семенович Макаренко, его педагогическая деятельность укрепили образ идеального учителя,  сложившийся в моём представлении, образ, которому я хотела следовать.
Но по мере взросления детские мечты рано или поздно подвергаются серьезному испытанию на прочность. Уже в университете меня стали одолевать сомнения в правильности сделанного выбора. Несмотря на отличные успехи в обучении, я стала серьезно подумывать о своей дальнейшей судьбе, о будущем месте работы, не связанном с преподавательской деятельностью. Причиной таких размышлений  стало отсутствие престижности профессии учителя в среде выпускников школ, студенчества. Даже одногруппники с пренебрежением, с насмешкой относились к получаемому образованию, ожидая в итоге только одного – диплома об окончании высшего учебного заведения.
Однако волею судьбы сразу после окончания университета я временно устроилась на работу в школу, да так и осталась там. О! Первый год в школе в качестве учителя! Я думаю, его помнят все. Сейчас я знаю точно, что если бы моим наставником стал кто-то другой, а не Ларионова Тамара Даниловна, то я бы в школе не осталась. Этот учитель - Учитель с большой буквы, профессионал, мастер своего дела. Всегда позитивная, полная творческих идей, замыслов!  Она очень гордилась тем, что является именно учителем русского языка и литературы, она показала мне азы нашей профессии, помогла «научиться учить» детей и получать удовольствие от своей деятельности.
Но всё же  этого было мало, мне казалось, что все прилагаемые усилия, время не стоят того, чтобы продолжать работать в школе. Небольшая заработная плата стала для меня (уже семейного человека) практически решающим аргументом в пользу того, чтобы искать другое место работы. Все изменилось после одной встречи.
Я навсегда запомню эту девочку – мою ученицу Наташу, которая в первый раз пришла ко мне на урок в 5 классе. К десяти годам этот ребенок познал столько несчастий из-за алкогольной зависимости родителей, что не каждый взрослый человек был бы в силах перенести их. Несмотря на это, Наташа была удивительным ребенком – начитанным, мудрым, очень серьезным, с поражающе чистым внутренним миром. Все учителя с большим вниманием относились к ней, но больше всего ей повезло с классным руководителем. Именно она была рядом с этим ребенком в трудные моменты жизни девочки. Как-то учитель пришла ко мне со слезами на глазах и рассказала об очередном  пьяном скандале в семье Наташи, после которого она  привела девочку к себе домой. Была долгая беседа. Они пили чай. Учитель пытался отвлечь ребенка разговорами о будущем, о мечтах и обязательном следовании этим мечтам. Наташа призналась ей в том, что у нее уже есть мечта - она хочет стать учителем русского языка и литературы, «таким, как Ольга Баторовна». Сказать то, что это очень тронуло меня - значит, ничего не сказать.
Для меня эта наивная, детская оценка моей деятельности, меня как педагога стала важнее всего на свете. Ведь именно её мечта перевернула мое сознание.  Те высокие слова о предназначении учителя, о его роли в становлении и развитии личности ребенка, о которых нам говорили еще преподаватели вуза, вдруг стали такими понятными и простыми для меня, что даже стало страшно от той степени ответственности, которая лежит на каждом из нас. Ведь учитель – это человек, который прикасается к самому сокровенному, к самому непостижимому – к душе ребенка. Душа ребенка подобна цветку, неправильный уход за которым или отсутствие заботы и внимания могут привести к тому, что этот цветок так никогда и не раскроется или будет цвести не так пышно, как мог бы.
Несомненно важна роль учителя русского языка и литературы, так как именно на этих уроках мы говорим с детьми на морально-этические темы, обсуждаем спорные вопросы, касающиеся нравственности человека, стараемся дать им более или менее объективную оценку. Сегодня, когда на людей выливается огромное количество разной информации, необходимо помочь, прежде всего, детям. Помочь им научиться ориентироваться в том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». На уроках литературы это можно попытаться осуществить через изучение художественных произведений  мировой литературы, через анализ поступков персонажей и их последствий, через сравнение и  сопоставление выявленных проблем с реальной действительностью. На конкретных примерах в ходе обсуждения, анализа, может быть даже полемики, способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, сострадание, любовь, гордость за родное Отечество и т.д. То есть те качества, которые веками являлись для нашей национальной культуры приоритетными.
Многие из таких уроков останутся в памяти ребенка как некий постулат, которому он будет следовать, возможно, в течение всей жизни.  Поэтому деятельность учителя есть величайшая ответственность за жизнь и судьбу ребенка.
Неслучайно  в глубокой древности люди относились к этой профессии с глубоким уважением и даже благоговейным почтением. У разных народов мира в разные исторические эпохи  учителя считались особыми людьми, которые обладали  каким-то божественным сверхъестественным даром. К примеру, в Древней Руси учителями были православные монахи или старцы, т.е. люди, «принявшие от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим»[Иоанн Лествичник "Слово к Пастырю" стр.253-274]. В наше время отношение к учителю кардинально изменилось, но ответственность меньше не стала.
Наверное, это должно было испугать меня и убедить в том, чтобы навсегда отказаться от преподавательской деятельности. Но я поняла, что нашла свое призвание, дело, которое считаю самым главным в своей жизни. Это открытие помогла мне сделать маленькая девочка Наташа. Для меня является важным не пройти мимо вот такого ребенка, который, может быть, очень нуждается во мне, или я нуждаюсь в нем, а может  мы оба нуждаемся друг в друге.
Теперь каждый раз, когда я иду к детям, я задаю себе другой очень важный вопрос: «А могу ли я? А хватит ли у меня знаний и сил?». Ведь на главный вопрос - вопрос о собственном месте в жизни  - я для себя  уже ответила.

 2. Педагогическая деятельность

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором
 она возникла. Нужно стать выше этой проблемы,
поднявшись на следующий уровень

 А.Эйнштейн  

 Общие сведения:

Образование: В 2006 году закончила филологический факультет ЗабГГПУ им. Н.Г.Чернышевского по специальности "Учитель русского языка и литературы". 
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Читы.
Стаж работы: 10 лет. Категория: I.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:

1.   Профессиональная переподготовка по программе "Научная деятельность педагога профильной школы", ЗабГГПУ им. Н.Г.Чернышевского, 2009 г;
2.   Обучение в "Городской школе педагога-исследователя", Комитет образования городского округа "Город Чита" Инновационный совет, 2013г;
3.    КПК по теме «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС», ЗабКИПКРО, 2014г.
4. Повышение квалификации по дополнительой программе "Обощение и представление педагогического опыта в рамках профессионального конкурса "Учитель года Забайкалья - 2015", ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, 2015г.
5. Повышение квалификации по дополнительной программе "Инновации в педагогике: организация, содержание, психолого-педагогическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства", ФГАОУ ДПО АПК и ППРО г.Москва, 2016г.  
4.   В настоящий момент являюсь слушателем трехгодичных курсов "Русская православная культура" ЗабГУ. 



Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях в период с 2013 по 2016 год:

1. Кудрявцев Андрей занял III место в конкурс чтецов «Живая классика» на региональном этапе.
2. Янькова Дарья заняла III место в научно-практической конференции "Шаг в науку" на муниципальном этапе со своей исследовательской работой "Юродивые. Дураки или мудрецы?".
3. Янькова Дарья заняла в конкурсе по русскому языку "Олимпус" X место на федеральном уровне.
4. Янькова Дарья стала Лауреатом международного конкурса исследовательских работ "Грани наук".
5. Цыренжапова Виктория заняла III место  в заочном конкурсе по русскому языку "Познание и творчество".    
6. Кудрявцев Андрей занял III место в городском конкурсе чтецов "Духовной жаждою томим". Возрастная группа участников: от 14 -25 лет.

Работа по самообразованию:

1. Тема самообразования в период с 2007 по 2011 год: Особенности развития критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы". 
2. Тема самообразования в период с 2012 по настоящее время: "Формирование и развитие УУД учащихся на уроках литературы через кейс-технологию".

Мои публикации:

Сборник  статей городского педагогического марафона. Материалы НПК «Освоение ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы» - Чита, 2013г; Статья «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»;

Размещение материалов по внеклассному мероприятию для 5-х классов «Я все это в памяти сберегу» на страницах СМИ «Завуч. Инфо» - 2013г;

Материалы II муниципального образовательного форума "Традиционная и инновационная практики управления образованием на муниципальном уровне". Педагогическая панорама. - Чита, 2014г; Статья «Возможности кейс-технологии в формировании и развитии УУД учащихся через кейс-технологию».

Участие в мероприятиях по обобщению и распространению опыта:



  • Выступление на муниципальной научно-практической конференции «Освоение ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы», 2013 год.
Тема «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы».

  • Выступление на муниципальной научно-аналитической конференции «Становление и рзвитие педагога-исследователя в современных условиях», 2014 год.
Тема: «Формирование и развитие УУД учащихся на уроках литературы через кейс-технологию».


  • Выступление на II муниципальном образовательном форуме  «Традиционная и инновационная практики управления образования», 2014 год.
Тема «Возможности кейс-технологии в формировании и развитии УУД учащихся на уроках литературы».

  • Выступление в рамках муниципальной августовской педагогической конференции "Актуальные проблемы современного образования как механизм развития индивидуализации и самореализации личности", 2015 год.

Тема «Использование деятельностно-ориентированных технологий как одно из условий достижения нового образовательного результата».


  • Выступление в рамках муниципальной августовской педагогической конференции "Профессиональный стандарт педагога", 2016 год.


Тема «Современные образовательные технологии как средство повышения профессиональной компетенции».

Награды и поощрения :








Главное достижение 2014 года - Победитель муниципального конкурса "Педагог года - 2014"


Главное достижение 2015 года - II место в региональном конкурсе "Учитель Забайкалья - 2015"

Главные достижения 2016 года:

- Участие в  федеральном конкурсе "Учитель России - 2016"

- Урок литературы, который был дан в рамках этого конкурса, официально признан лучшим. Информация размещена на сайте "Учитель года России - 2016" в рубрике "Лучшее от лучших" 








Комментариев нет:

Отправить комментарий