20 мая, 2016

Ведение читательского дневника

Дорогие ребята! Всем своим ученикам,  знакомым ребятишкам, собственным детям я советую вести читательский дневник. Мало того, что это крайне полезное дело, так оно еще может быть очень интересным. Читательский дневник станет своеобразной шпаргалкой на уроках чтения, литературы, когда вам понадобиться освежить в памяти сюжет прочитанного произведения, вспомнить героев книги, основные события, какие-то детали. Существует очень много шаблонов, образцов ведения читательских дневников, но вы не должны забывать, что Ваш дневник не должен быть похож на другой. В этой статье мне хотелось бы дать несколько советов, рекомендаций по ведению читательских дневников. Надеюсь, что какая-то информация окажется для Вас полезной!


Что такое читательский дневник?


Читательский дневник - это тетрадь, в которую вы записываете отзыв о прочитанном произведении. Тетрадь может быть любой, такой, какая Вам больше всего нравится. Единственно, на что следует обратить внимание - это количество листов. Важно, чтобы Вам хватило этой тетради надолго. 

Что записывать?

  • Запись о каждом прочитанном произведении должна включать в себя следующее: фамилия, имя, отчество автора(полностью), название и жанр произведения. Можно записать год написания произведения и отметить важные события, которые произошли в этот год.
  • Перечислите основных героев произведения, дайте им краткую характеристику (внешность, возраст, привычки, связи с другими персонажами и т.д.). Полезно будет указать номера страниц, где автор дает развернутую характеристику героям.Советую написать отзыв о персонаже, который произвел на Вас наибольшее впечатление. Рассказать о том, какое впечатление он произвел на Вас, о том, как Вы оцениваете его поступки, действия и т.д. Всем, кто любит рисовать я советую изобразить любимого героя или, даже может быть, целый эпизод из произведения показать в своем рисунке. Здесь все на Ваше усмотрение и фантазию. Кто-то любит аппликации, кто-то раскраски, наклейки, цветные ручки, блестки и т.д. Вы можете все это использовать для того, чтобы воспроизвести понравившийся образ.
  • В читательском дневнике необходимо кратко записать сюжет произведения, т.е. то, о чем рассказывается в книге, основные события, которые происходят с героями.Если это большое произведение, то можно составить план. 
  • В следующем разделе я советую описать время, в которое происходят основные события - это могут быть конкретные года или даже целая эпоха. Укажите страну или город, где происходит действие.
  • Еще один обязательный, на мой взгляд, момент - напишите отзыв о самой книге. Опишите свое впечатление о прочитанном,  укажите то, что Вам запомнилось больше всего. Ответьте в своем отзыве на вопрос: "Хотели бы Вы рекомендовать эту книгу для чтения своим друзьям, родным, близким? Почему?"

Следующие моменты не обязательны для того, чтобы указывать их в читательском дневнике, но не менее интересны   

  • Можно самостоятельно познакомиться с автором произведения и кратко записать интересные моменты из его биографии, отметить написанные им произведения, разместить в дневнике изображение его портрета. Кроме того, рекомендую выписать в читательский дневник понравившиеся фразы, высказывания. Это может пригодиться Вам, когда будете писать сочинение или другую творческую работу по прочитанному.                             
  • После того, как книга нами прочитана мы всегда некоторое время размышляем о ней, мысленно беседуем с автором, с героями… Иногда возникают вопросы, на которые сложно сразу ответить. Запишите  свои вопросы в читательский дневник для того, чтобы обсудить их в классе. Если ответы на вопросы были найдены, то их тоже неплохо было бы записать.

Что читать?

На этот вопрос Вам с большим удовольствием ответят учителя, библиотекари, родители, бабушки, дедушки  и все, те кто любит читать. Ниже Вы можете ознакомиться со списком художественных произведений, рекомендованных для чтения во время летних каникул и выбрать что-то для себя. 

Список художественных произведений рекомендованный для чтения летом 

(УМК А.В.Гулина, А.Н.Романовой)


Для учащихся 5-х классов


1.   Сказки народов мира.

2.   И.А.Крылов Басни
3.   Э.Т.А.Гофман  «Щелкунчик и Мышиный король».
4.   Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес».
5.   В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
6.   Д.Лондон «Белый Клык».
7. Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка»,  «Виннипегский волк» и др.рассказы.
8.   Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
9.   Повесть Э.Веркина «Облачный полк».

Для учащихся 6-х классов

«Путешествие во времени»

«Исторические эпохи и исторические лица»

1. Р.Джованьоли «Спартак» - Древний Рим, восстание рабов, гладиаторские бои.
2. В.Скотт «Айвенго» - эпоха рыцарей и Прекрасных Дам.
3. Р.Стивенсон «Черная стрела» - эпоха рыцарей и Прекрасных Дам.
4. В.Ян «Батый» - военные походы хана Батыя  на территорию Северо-Восточной Руси в XIII век.
5. А.К.Толстой «Князь Серебряный» - эпоха Иоанна Грозного
6. А.Н.Толстой «День Петра» - XVII век.

«Становление народа, его исторические судьбы»

1. Ж.Рони Старший «Борьба за огонь» - на заре жизни человечества.
2. Г.Уэллс «Машина времени» - далекое будущее.
3. А.Конан Дойл «Затерянный мир» - динозавры.
4. В.А.Обручев «Земля Санникова» -  загадочный остров в Северно-Ледовитом океане.
5. М.Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» - герой случайно попадает в VI в. н.э.

Для учащихся 7-х классов

Герои и антигерои в мировой литературе

1.   Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
2.   Майн Рид «Всадник без головы».
3.   А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе».
4.   О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
5.   У. Коллинз «Женщина в белом».
6.   Дж. Лондон «Морской волк».
7.   А.С.Пушкин «Повести Белкина».
8.   Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
9.   А.Солженицын «Матрёнин двор».

Тема путешествия в мировой литературе

1.   Гомер «Одиссея».
2.   Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».
3.   Ж. Верн «20 000 лье под водой».
4.   Г. Мелвилл «Моби Дик».
5.   А. А. Бестужев-Марлинский «Рулевой Никитин».
6.   Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника».
7.   Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
8.   Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…».
9.   А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».


Для учащихся 8-х классов:

1.   У.Шекспир Сонеты. Трагедия «Гамлет, принц датский».
2.   М. де Сервантес «Дон Кихот».
3.   Д.И.Фонвизин «Недоросль».
4. Н.М.Карамзин«Бедная Лиза»; «Путешествие из Петербурга в Москву».
 5.  А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;«Полтава»;«Борис Годунов» .
6.   Н.В.Гоголь «Ревизор».
7.   И.С.Тургенев «Ася».
8.   М.А.Булгаков  «Собачье сердце».
9.   Ф.М. Достоевский «Белые ночи».
10. А.И.Куприн Рассказы.
11. В.М.Шукшин Рассказы.
12. А.П.Чехов Рассказы.

Для учащихся 9-х классов

«Литература первой половины XIX века»

1.   А.С.Грибоедов «Горе от ума».
2.   Лирика А.С.Пушкина.
3.   А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии».
4.   Лирика М.Ю. Лермонтова.
5.   М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
6.   Данте Алигьери «Божественная комедия».
7.   Н.В.Гоголь «Шинель», поэма «Мертвые души».

8.   Д.Г.Байрон Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда».
9.   Э.А. По «Вильям Вильсон»; «Низвержение в Мальстрем».
10.  Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок».
   11.  П.Мериме «Этрусская ваза».

«Литература XX века»

1. М.Горький Рассказ «Макар Чудра» (экранизация 1976г к/ф «Табор уходит в небо»).

2. А.Грин Повесть-феерия «Алые паруса» (Самый известный к/ф «Алые паруса» - фильм режиссера А.Птушко 1961г;  Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» 2013 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий