06 августа, 2016

"Книга - это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум"  

Эта фраза из научно-фантастического романа-антиутопии "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, известного американского писателя. Именно в ней содержится главный вопрос, который мучил, терзал писателя и, в конце концов, был задан нам - всему миру. Вопрос о судьбе книги в XXI веке.  Что же ждет книгу в век научно-технического прогресса?
В предисловии автор приоткрывает для нас смысл названия художественного произведения. 451 градус по Фаренгейту - это температура, при которой воспламеняется бумага. И это неслучайно. Поскольку Брэдбери переносит нас в далекое будущее человеческой цивилизации, где общество отказалось от книг как от "ненужных", "вредных", "смущающих и пугающих" вещей. 

В этом мире будущего все доведено до абсурда. Пожарники уже больше не тушат пожары, они его создают, сжигая запрещенные книги. Общество же не замечает того находится в плену технических устройств и собственного потребительского отношения к жизни. Они круглые сутки погружены в четырехстенные телевизоры, даже не в телевизоры, а в телеиллюзии, которые вколачивают человеку то, что он должен думать, практически не снимают радиоприемники-втулки под названием Ракушки. В итоге самые близкие друг другу люди оказываются настолько чужими, что собственные дети ненавидят родителей, муж или жена не могут плакать, когда их половине угрожает смерть. Человеческая жизнь настолько потеряла ценность, что стала подобна салфетке. Вытерся - выбросил. Согласитесь, а ведь это наш мир, только доведенный до крайности. 
Пешие прогулки людей, желание наслаждаться дождем, общение, для которого требуется больше, чем привычные повседневные фразы - все эти простые естественные потребности человека считаются признаками сумасшествия. А чтение стихотворения или книга в руках вызывает панический ужас и вызов полиции, пожарников. 
Главный герой произведения - один из сотрудников пожарной части, тридцатилетний Монтэг - словно пробуждается ото сна и видит, что мир вокруг него не такой идеальный, каким казался раньше. Разворачивающиеся события, встречи, которые происходят в его жизни подталкивают Монтэга к тому, что он задает мучающий его вопрос профессору Фаберу, одному из тех неблагонадежных людей, которые могут хранить книги: "У нас все есть, чтобы быть счастливыми. Но мы несчастны. Чего-то нет. Я искал повсюду. И я подумал, может быть, книги мне помогут? " 
Но книги практически все уничтожены, сам Монтэг объявлен преступником. Герою удается скрыться, он бежит из города и присоединяется к небольшой группе людей. Эти люди являются хранителями книг - тексты произведений они носят в своей голове и ждут, когда общество очнется от случившейся интеллектуальной и духовной катастрофы и ощутит потребность в этих книгах.
"451 градус по Фаренгейту" был написан в 1953 году, а первые наушники, плееры впервые появились через 26 лет после выхода романа в печать. По сути Брэдбери предвосхитил появление многих технических устройств. Поэтому особо остро воспринимается предупреждение автора о том, что человечество неуклонно движется к своей деградации. Мы уже сейчас замечаем как компьютеры, телевидение, планшеты, смартфоны и другие гаджеты стали незаменимой частью нашей жизни, ради которой зачастую приходиться жертвовать работой, здоровьем, общением, семьей. Книга же перестает быть нам нужной. Поскольку чтение книг сегодня заменяется имитацией - просмотром краткого содержания художественных произведений или их экранизаций. Такое "чтение" ничего не дает - читатель не видит ни красоты художественного слова, ни скрытый смысл произведения. А самое главное отсутствие постоянной мыслительной деятельности     (еще Д.Дидро сказал, что "люди перестают мыслить, когда перестают читать") ведет к той самой описанной Брэдбери "интеллектуальной и духовной катастрофе". Мы начинаем напоминать зомби, которым управляет СМИ, поскольку самостоятельно разобраться с потоком информации получается с каждым годом все меньше и меньше.

Автор в произведении высказывает свое отрицательное отношение к тому, что человечество стремится избавиться от труда познать мудрость книг, заменяя его индустрией удовольствий и беспамятством. Он уверен, что этот путь ведет к самоуничтожению. В конце  произведения появляется надежда на спасение. Один из персонажей напоминает Монтэгу о мифической птице Феникс, которая сжигает себя и возрождается вновь. У человечества есть шанс исправить свои ошибки, так как несмотря на то, что бумажные книги были уничтожены  - книги-люди остались живы... 
Советую обязательно прочитать или перечитать. Очень много интересных мыслей, которые не отпускают, заставляя возвращаться к роману снова и снова.


Комментариев нет:

Отправить комментарий